Автомобильные бензины.
Бензины предназначены для
применения в поршневых двигателях внутреннего
сгорания с принудительным воспламенением (от
искры).
В зависимости от назначения их разделяют на
автомобильные и авиационные.
Несмотря на различия в условиях применения
автомобильные и авиационные бензины
характеризуются в основном общими показателями
качества, определяющими их физико-химические и
эксплуатационные свойства.
Современные автомобильные и авиационные бензины
должны удовлетворять ряду требований,
обеспечивающих экономичную и надежную работу
двигателя, и требованиям эксплуатации: иметь
хорошую испаряемость, позволяющую получить
однородную топливовоздушную смесь оптимального
состава при любых температурах;иметь групповой
углеводородный состав, обеспечивающий
устойчивый, бездетонационный процесс сгорания
на всех режимах работы двигателя; не изменять
своего состава и свойств при длительном хранении
и не оказывать вредного влияния на детали
топливной системы, резервуары,
резинотехнические изделия и др. В последние годы
экологические свойства топлива выдвигаются на
первый план.
Ассортимент, качество и состав автомобильных бензинов
Основную массу автомобильных
бензинов в России вырабатывают по ГОСТ 2084–77 и
ГОСТ Р51105-97 и ТУ 38.001165-97. В зависимости от
октанового числа ГОСТ 2084–77 предусматривает пять
марок автобензинов: А-72, А-76, АИ-91, АИ-93 и АИ-95. Для
первых двух марок цифры указывают октановые
числа, определяемые по моторному методу, для
последних — по исследовательскому. В связи с
увеличением доли легкового транспорта в общем
объеме автомобильного парка наблюдается
заметная тенденция снижения потребности в
низкооктановых бензинах и увеличения
потребления высокооктановых. Бензин А-72
практически не вырабатывается ввиду отсутствия
техники, эксплуатируемой на нем.
Наибольшая потребность существует в бензине А-92,
который вырабатывается по ТУ 38.001165–97, хотя
доля бензина А-76 в общем объеме производства
остается очень высокой. Указанные ТУ
предусматривают также марки бензинов А-80 и А-96
с октановыми числами по исследовательскому
методу соответственно 80 и 96. Эти бензины
предназначены в основном для поставки на
экспорт. Бензин АИ-98 с октановым числом 98 по
исследовательскому методу производится по ТУ
38.401-58-122–95 и ТУ 38.401-58-127–95. Бензины А-76, А-80, АИ-91, А-92
и А-96 допускается вырабатывать с использованием
этиловой жидкости. Малоэтилированный бензин АИ-91
с содержанием свинца 0,15 г/дм3 выпускается по
отдельным техническим условиям (ТУ 38.401-58-86–94).
При производстве бензинов АИ-95 и АИ-98
использование алкилсвинцовых антидетонаторов
не допускается.
Требования ГОСТ 2084–77 к качеству автомобильных
бензинов приведены в таблице. Все бензины,
вырабатываемые по ГОСТ 2084–77, в зависимости от
показателей испаряемости делят на летние и
зимние. Зимние бензины предназначены для
применения в северных и северо-восточных районах
в течение всех сезонов и в остальных районах с 1
октября до 1 апреля. Летние — для применения во
всех районах кроме северных и северо-восточных в
период с 1 апреля по 1 октября; в южных районах
допускается применять летний бензин в течение
всех сезонов.
Параметры автомобильных бензинов,
вырабатываемых по ГОСТ 2084–77, существенно
отличаются от принятых международных норм,
особенно в части экологических требований. В
целях повышения конкурентоспособности
российских бензинов и доведения их качества до
уровня европейских стандартов разработан ГОСТ Р
51105–97 “Топлива для двигателей внутреннего
сгорания. Неэтилированный бензин. Технические
условия”, который вводится в действие с 01.01.99 г.
Этот стандарт не заменяет ГОСТ 2084–77, которым
предусмотрен выпуск как этилированных, так и
неэтилированных бензинов. В соответствии с ГОСТ
Р 51105–97 будут вырабатываться только
неэтилированные бензины (максимальное
содержание свинца не более 0,01 г/дм3).
Характеристики автомобильных бензинов (ГОСТ 2084–77) | |||||||
Показатели | А-72 | А-76 неэтил. | А-76 этил. | АИ-91 | АИ-93 | АИ-95 | |
Детонационная стойкость: октановое число, не менее: | |||||||
моторный метод | 72 | 76 | 76 | 82,5 | 85 | 85 | |
исследовательский метод | Не нормируется | 91 | 93 | 95 | |||
Массовое содержание свинца, г/дм3, не более | 0,013 | 0,013 | 0,17 | 0,013 | 0,013 | 0,013 | |
Фракционный состав: температура начала перегонки бензина, °С, не ниже: | |||||||
летнего | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 | 30 | |
зимнего | Не нормируется | ||||||
10 % бензина перегоняется при температуре, °С, не выше: | |||||||
летнего | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 75 | |
зимнего | 55 | 55 | 55 | 55 | 55 | 55 | |
50 % бензина перегоняется при температуре, °С, не выше: | |||||||
летнего | 115 | 115 | 115 | 115 | 115 | 120 | |
зимнего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 105 | |
90 % бензина перегоняется при температуре, °С, не выше: | |||||||
летнего | 180 | 180 | 180 | 180 | 180 | 180 | |
зимнего | 160 | 160 | 160 | 160 | 160 | 160 | |
Конец кипения бензина, °С, не выше: | |||||||
летнего | 195 | 195 | 195 | 205 | 205 | 205 | |
зимнего | 185 | 185 | 185 | 195 | 195 | 195 | |
Остаток в колбе, %, не более | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | |
Остаток и потери, %, не более | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | |
Давление насыщенных паров бензина, кПа: | |||||||
летнего, не более | 66,7 | 66,7 | 66,7 | 66,7 | 66,7 | 66,7 | |
зимнего | 66,7-93,3 | 66,7-93,3 | 66,7-93,3 | 66,7-93,3 | 66,7-93,3 | 66,7-93,3 | |
Кислотность, мг КОН/100 см3, не более | 3,0 | 1,0 | 3,0 | 3,0 | 0,8 | 2,0 | |
Содержание фактических смол, мг/100см3, не более: | |||||||
на месте производства | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | |
на месте потребления | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | |
Индукционный период на месте производства бензина, мин, не менее | 600 | 1200 | 900 | 900 | 1200 | 900 | |
Массовая доля серы, %, не более | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | |
Цвет | - | - | Желтый | - | - | - | |
Примечания. 1. Для бензинов всех марок: испытание на медной пластинке — выдерживают; содержание водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды — отсутствие; плотность при 20 °С — не нормируется, определение обязательно. 2. Для городов и районов, а также предприятий, где Главным санитарным врачом запрещено применение этилированных бензинов, предназначаются только неэтилированные. 3. Допускается вырабатывать бензин, предназначенный для применения в южных районах, со следующими показателями по фракционному составу: 10 % перегоняется при температуре не выше 75 °С; 50 % перегоняется при температуре не выше 120 °С; 4. Для бензинов, изготовленных с применением компонентов каталитического риформинга, допускаемая температура конца кипения не выше 205 °С — для летнего и не выше 195 °С — для зимнего. |
В зависимости от
октанового числа по исследовательскому методу
установлено четыре марки бензинов: “Нормаль-80”,
“Регуляр-91”, “Премиум-95”, “Супер-98”. Бензин
“Нормаль-80” предназначен для использования на
грузовых автомобилях наряду с бензином А-76.
Неэтилированный бензин “Регуляр-91”
предназначен для эксплуатации автомобилей
взамен этилированного А-93. Автомобильные бензины
“Премиум-95” и “Супер-98” полностью отвечают
европейским требованиям, конкурентоспособны на
нефтяном рынке и предназначены в основном для
зарубежных автомобилей, ввозимых в Россию.
С целью ускорения перехода на производство
неэтилированных бензинов взамен этиловой
жидкости допускается использование
марганцевого антидетонатора в концентрации не
более – 5 мг Мn/дм3 для марки “Нормаль-80” и не
более 18 мг Мn/дм3 для марки “Регуляр-91”. В
соответствии с европейскими требованиями по
ограничению содержания бензола введен
показатель “объемная доля бензола” — не более 5
%. Установлена норма по показателю “плотность
при 15 °С”. Ужесточена норма на массовую долю серы
— до 0,05 %. Для обеспечения нормальной
эксплуатации автомобилей и рационального
использования бензинов введено пять классов
испаряемости для применения в различных
климатических районах по ГОСТ 16350 – 80. Наряду с
определением температуры перегонки бензина при
заданном объеме предусмотрено определение
объема испарившегося бензина при заданной
температуре 70, 100 и 180 °С. Введен показатель
“индекс испаряемости”. В ГОСТ Р 51105–97 наряду с
отечественными включены международные
стандарты на методы испытаний (ISO, EN, ASTM).
Нормы и требования к качеству автомобильных
бензинов и характеристики испаряемости по ГОСТ Р
51105–97 приведены в таблице.
Нормы и требования к качеству автомобильных бензинов по ГОСТ Р 51105–97 | ||||
Показатели | Нормаль-80 | Регуляр-91 | Премиум-95 | Супер-98 |
Октановое число, не менее: моторный метод | 76,0 | 82,5 | 85,0 | 88,0 |
Октановое число, не менее: исследовательский метод | 80,0 | 91,0 | 95,0 | 98,0 |
Содержание свинца, г/дм3, не более | 0,010 | |||
Содержание марганца, мг/дм3, не более | 50 | 18 | - | - |
Содержание фактических смол, мг /100 см3, не более | 5,0 | |||
Индукционный период бензина, мин, не менее | 360 | |||
Массовая доля серы, %, не более | 0,05 | |||
Объемная доля бензола, %, не более | 5 | |||
Испытание на медной пластине | Выдерживает, класс 1 | |||
Внешний вид | Чистый, прозрачный | |||
Плотность при 15 °С, кг/м3 | 700-750 | 725-780 | 725-780 | 725-780 |
Примечания. 1. Содержание марганца определяют только для бензинов, с марганцевым антидетонатором (МЦТМ). 2. Автомобильные бензины, предназначенные для длительного хранения (5 лет) в Госрезерве и Министерстве обороны, должны иметь индукционный период не менее 1200 мин. |
По составу автомобильные
бензины представляют собой смесь компонентов,
получаемых в результате различных
технологических процессов: прямой перегонки
нефти, каталитического риформинга,
каталитического крекинга и гидрокрекинга
вакуумного газойля, изомеризации прямогонных
фракций, алкилирования, ароматизации
термического крекинга, висбрекинга,
замедленного коксования. Компонентный состав
бензина зависит, в основном, от его марки и
определяется набором технологических установок
на нефтеперерабатывающем заводе.
Базовым компонентом для выработки автомобильных
бензинов являются обычно бензины
каталитического риформинга или каталитического
крекинга. Бензины каталитического риформинга
характеризуются низким содержанием серы, в их
составе практически отсутствуют олефины,
поэтому они высокостабильны при хранении. Однако
повышенное содержание в них ароматических
углеводородов с экологической точки зрения
является лимитирующим фактором. К их недостаткам
также относится неравномерность распределения
детонационной стойкости по фракциям. В составе
бензинового фонда России доля компонента
каталитического риформинга превышает 50 %.
Бензины каталитического крекинга
характеризуются низкой массовой долей серы,
октановыми числами по исследовательскому методу
90–93 единицы. Содержание в них ароматических
углеводородов составляет 30–40 %, олефиновых —
25–35 %. В их составе практически отсутствуют
диеновые углеводороды, поэтому они обладают
относительно высокой химической стабильностью
(индукционный период 800–900 мин.). По сравнению с
бензинами каталитического риформинга для
бензинов каталитического крекинга характерно
более равномерное распределение детонационной
стойкости по фракциям. Поэтому в качестве базы
для производства автомобильных бензинов
целесообразно использовать смесь компонентов
каталитического риформинга и каталитического
крекинга.
Бензины таких термических процессов, как
крекинг, замедленное коксование имеют низкую
детонационную стойкость и химическую
стабильность, высокое содержание серы и
используются только для получения
низкооктановых бензинов в ограниченных
количествах.
При производстве высокооктановых бензинов
используются алкилбензин, изооктан, изопентан и
толуол. Бензины АИ-95 и АИ-98 обычно получают с
добавлением кислородсодержащих компонентов:
метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ) или его смеси с
трет-бутанолом, получившей название фэтерол.
Введение МТБЭ в бензин позволяет повысить
полноту его сгорания и равномерность
распределения детонационной стойкости по
фракциям. Максимально допустимая концентрация
МТБЭ в бензинах составляет 15 % из-за его
относительно низкой теплоты сгорания и высокой
агрессивности по отношению к резинам.
Для достижения требуемого уровня детонационных
свойств этилированных бензинов к ним добавляют
этиловую жидкость (до 0,15 г свинца/дм3 бензина). К
бензинам вторичных процессов, содержащим
непредельные углеводороды, для их стабилизации и
обеспечения требований по индукционному периоду
разрешается добавлять антиокислители Агидол-1
или Агидол-12. В целях обеспечения безопасности в
обращении и маркировки этилированные бензины
должны быть окрашены. Бензин А-76 окрашивается в
желтый цвет жирорастворимым желтым красителем К,
бензин АИ-91 — в оранжево-красный цвет
жирорастворимым темно-красным красителем Ж.
Этилированные бензины, предназначенные для
экспорта, не окрашиваются.
Примерные компонентные составы автомобильных
бензинов различных марок приведены в таблице.
Средние компонентные составы автомобильных бензинов | |||||||
Компонент | А-76 (А-80) | А-76* | АИ-91 | А-92 | А-92* | АИ-95 | АИ-98 |
Бензин каталитического риформинга: | |||||||
мягкого режима | 40-80 | 70-60 | 60-90 | 60-88 | 50-100 | - | - |
жесткого режима | - | - | 40-100 | 40-100 | 10-40 | 5-90 | 25-88 |
Ксилольная фракция | - | - | 10-20 | 10-30 | - | 20-40 | 20-40 |
Бензин каталитического крекинга | 20-80 | 10-60 | 10-85 | 10-85 | 10-85 | 10-50 | 10-20 |
Бензин прямой перегонки | 20-60 | 40-100 | 10-20 | 10-20 | 10-80 | - | - |
Алкилбензин | - | - | 5-20 | 5-20 | - | 10-35 | 15-50 |
Бутаны+изопентан | 1-7 | 1-5 | 1-10 | 1-10 | 1-7 | 1-10 | 1-10 |
Газовый бензин | 5-10 | 5-10 | 5-10 | 5-10 | 5-10 | - | - |
Толуол | - | - | 0-7 | 0-10 | - | 8-15 | 10-15 |
Бензин коксования | 1-5 | 5-10 | - | - | - | - | - |
Гидростабилизированный бензин пиролиза | 10-35 | 10-20 | 10-30 | 10-30 | 10-30 | 10-20 | 10-20 |
МТБЭ | <=8 | - | 5-12 | 5-12 | - | 10-15 | 10-15 |
* - Этилированный. |
В последнее время ассортимент
автобензинов значительно пополнился за счет
новых марок, выпускаемых по техническим
условиям. Это обусловлено резким ростом
производства неэтилированного бензина и
сокращением производства бензина
этилированного.
При этом тетраэтилсвинец заменяется на
различные нетрадиционные присадки и добавки,
ранее выпускаемыми химической и
микробиологической промышленности в иных целях.
К таким веществам относятся различные эфиры,
спирты, металлоорганические соединения и т.д.
Необходимость производства таких бензинов по
техническим условиям диктуется тем, что все
присадки и добавки могут вводиться в строго
определенных концентрациях. Для контроля
содержания этих компонентов в технических
условиях предусматриваются специальные
показатели и вводятся дополнительные методики
контроля.
Все бензины, выпускаемые по техническим
условиям, должны соответствовать требованиям
ГОСТ Р 51313-99 "Бензины автомобильные. Общие
технические требования", который вводится с 01
июля 2000г.
Соответствие бензинов, выпускаемых по
техническим условиям, требованием ГОСТ Р 51313-99
проверяется при их сертификации, которая
является обязательной.
Бензины автомобильные. Общие технические условия. | |||||
Наименование показателя | Значение показателя для типов бензинов | Метод испытания | |||
I | II | III | IV | ||
Детонационная стойкость: | |||||
октановое число по исследовательскому методу, не менее | 80 | 91 | 95 | 98 | по ГОСТ 8226 |
октановое число по моторному методу, не менее | 76 | - | - | - | по ГОСТ 511 |
Концентрация свинца, г/дм3, не более, для бензина: | |||||
неэтилированного | 0,013 | 0,013 | 0,013 | 0,013 | по ГОСТ 28828 |
этилированного | 0,17 | - | - | - | |
Давление насыщенных паров, кПа | 35-100 | 35-100 | 35-100 | 35-100 | по ГОСТ 1756 |
Фракционный состав: | |||||
90% бензина перегоняется при температуре, °С, не выше | 190 | 190 | 190 | 190 | |
конец кипения бензина, °С, не выше | 215 | 215 | 215 | 215 | |
остаток в колбе, %, не более | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | |
Массовая доля серы, %, не более | 0,1 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | по ГОСТ 19121 или ГОСТ Р50442 |
Объемная доля бензола, %, не более | 5 | 5 | 5 | 5 | по ГОСТ 29040 |